Экстрим вокал представляет собой особый способ звукоизвлечения, который сильно отличается от чистого пения. Все виды экстрим вокала крайне неприятно звучат для неподготовленного слушателя. Из-за особенностей звучания, появился стереотип, что обучиться экстремальному вокалу проще, ведь достаточно кричать или рычать, а попадать в ноты при этом не нужно. Однако это не так. При неправильном звукоизвлечении у певца могут появиться серьезные проблемы с голосовыми связками.
История появления экстремального вокала
Чтобы узнать, как появился экстрим вокал, нужно понять, откуда он берет свои истоки.
В конце 60-х в США стал зарождаться психоделический рок. Наличие мистики в текстах подразумевало добавление в пение элементов хрипа и связочного надрыва. Особенно отчетливо это прослеживается в творчестве группы The Doors.
В итоге использовать хрип и сип стали чаще, поскольку особенности музыки требовали акцента на эмоциях, а чистый голос не мог раскрыть их в полной мере.
С появлением таких жанров как хард-рок и хеви-метал тексты песен стали еще мрачнее, а в музыке еще больше проявлялась мистика. Звучанию голоса пришлось претерпеть значительные изменения. Так, стал использоваться высокий и чистый голос, но иногда к нему прибавлялся хрип на верхах.
Работа с расщеплением голоса в полной мере началась после появления трэш-метала и блэк-метала в начале 80-х.
Тексты в трэш-метале обычно были посвящены тематике насилия. Музыканты использовали тяжелые быстрые рифы и чистый голос никак не вписывался в общую концепцию. Поэтому певцы стали прибегать к технике расщепления.
Уже тогда пение стало очень сильно напоминать современный скрим, но оно все еще не было экстрим вокалом в современном понимании.
В 1982 году группа Hellhammer стала первой применять гроулинг в своих песнях. А в 1984 году группа Bathory стала использовать скриминг.
Дополнительная информация!
Блэк-метал стал первым жанром металла, где в композициях стали использовать только скриминг или гроулинг. Иногда в этом жанре прибегали к использованию чистого голоса, но случалось это крайне редко.
Виды экстремального вокала
Виды экстремального вокала можно разделить на два общих направления: гроулинг и скриминг. Однако каждый из этих видов обладает различными техниками. Безопасно и качественно освоить эти техники поможет репетитор по вокалу.
Дополнительная информация!
Практически все исполнители в экстремальных жанрах металла являются мужчинами, но иногда встречается и женский экстремальный вокал.
Виды скриминга
Среди видов скриминга выделяют 7 основных техник:
- Грим. Звучит более низко, чем обычный скрим, а звукоизвлечение напоминает штробас и производится при помощи вибрации связок. При высоком звучании данный вид скриминга похож на карканье вороны.
- Шрайк. Похож на завывание волка. Получается при меньшем расщеплении, чем во время обычного скрима.
- Фальцетный скриминг, который также известен как скримо. Напоминает истеричный крик. Скримо можно добиться при помощи «форсирования фальцета».
- Харш. Получается при плотно сомкнутых ложных связках. Данный вид лишен ярких тембров.
- Фолскорд. Достигается с помощью сомкнутых резонирующих ложных связок.
- Фрай-скриминг. Звучит как хриплый и скрипучий голос. Его можно получить благодаря сомкнутым вибрирующих связкам.
- Гибридный скрим. Напоминает скрежет, а для пения таким видом экстремального вокала передняя и медиальная части связок должны вибрировать.
Гроулинг и гуттурал
Гроулинг можно отнести к диафрагмальному басу. Эта техника звучит весьма низко, а получается при выходе из низа живота и последующем резонировании гортани.
Стоит отдельно выделить гуттурал. Данное пение характеризуется «булькающим» звучанием, напоминающим отрыжку. Извлечь такой звук можно при помощи вибрирования связок на вдохе или выдохе.
Как научиться экстремальному вокалу и чем опасно самостоятельное обучение
Важно!
Чтобы научиться экстремальному пению, нужно обязательно владеть вокальной базой. Без умения петь чистым голосом не получится петь и экстремальным. Также такие попытки крайне опасны для здоровья.
Профессиональное обучение пению и владение голосом в любом его проявлении подразумевает наличие следующих навыков:
- умение контролировать выдох;
- способность регулировать зажим ложных связок;
- способность смыкать голосовые связки;
- способность создавать эффект резонанса.
Обратите внимание!
Эти навыки являются самыми необходимыми. Без них ни в коем случае не следует пытаться научиться экстрим вокалу, т. к. в результате можно лишиться голоса, особенно, если заниматься самостоятельно. Обучайтесь только под контролем преподавателя.
Чтобы научиться экстрим вокалу, нужно понять, как контролировать смыкание и сужение связок.
Советы и упражнения для тренировки вокала
Очень важно уметь распознавать зажим и контролировать его. Голосовые связки нужно применять для использования разных типов смыкания.
Преддверие гортани используется для создания резонанса и усиления голосовых эффектов. Без усиления звука певцу нужно было бы сильно кричать, что привело бы к плачевным последствиям для голосовых связок.
Для упражнений по тренировке гроулинга рекомендуется выполнить следующие действия:
- Поднимите кончик языка так, чтобы он касался неба;
- Губы нужно сделать в форме трубочки;
- Подбородок должен быть опущен, а гортань поднята.
Находясь в таком положении, нужно сделать выход. Должен получиться своеобразный звук «у», а во время улыбки звук «и». Чтобы понять, как научиться гроулингу, нужно найти подходящее положение, т. к. физиология людей отличается.
Более подробные объяснения лучше получить у преподавателя по экстрим вокалу.
Обратите внимание!
Вокальная мышца характеризуется крайне низкой чувствительностью. Поэтому певец может не замечать каких-либо неприятных ощущений, но при этом его связкам может наноситься непоправимый ущерб.
Известные исполнители, использующие экстрим вокал
Варг Викернес – единственный участник Burzum. Отличительной особенность Варга является высокий кричащий вокал, который впоследствии сменился на шрайк.
Одной из самых ярких личностей в экстремальном металле и самой известной представительницей женского экстрим вокала является Алисса Уайт-Глаз. Она была бывшей участницей The Agonist, а в данный момент поет в Arch Enemy.
Особенность голоса Алиссы в том, что она может как брутально рычать, подобно предыдущей вокалистке Arch Enemy Ангеле Госсов, так и использовать чистое пение, подобное Эми Ли из Evanescence.
Еще одним известным представителем является Алекси Лайхо из Children Of Bodom. Это группа использует быстрые мелодичные соло, которые дополняются грубым вокалом Алекси и рваным ритмом.