Основные виды хорового пения и его развитие

Хор – это ансамбль певцов, голоса которых звучат при совместном исполнении музыкальных композиций. Руководитель данного музыкального коллектива – дирижёр, а управляющий церковного хора – регент.

Стоит обратить внимание! 

Существуют направления хорового искусства, которые исполняют музыкальные произведения с и без сопровождения музыкальными инструментами. Название хоровой звучности без каких-либо инструментов называется акапелла. Но, также, есть и пение с инструментальным сопровождением, обычно это фортепиано. Именно оно идеально подходит для разучивания песен для коллективного исполнения.

Хоровое пение

Виды вокальных коллективов

Классифицировать хоры можно по нескольким признакам: по составу исполнителей, по вокальному направлению, по количеству участников и профессиональной подготовке, по виду исполнения. Рассмотрим некоторые основные виды коллективов в хоровом искусстве.

По составу и голосам коллективы можно разделить на 4 вида:

  • коллективы с женскими голосами. В женском хоре голоса делятся на сопрано и альт;
  • группы, у которых основой является мужское хоровое пение. Здесь можно встретить такие голоса, как теноры, баритоны и басы;
  • коллективы, у которых основным направлением является детское хоровое пение. К ним относятся такие голоса, как дисканты и альты. Кружки пени в детских вокальных студиях помогут детям познакомиться с хоровым творчеством;
  • хоры, у которых основой звучания являются голоса юношей. Состоит такой хор из дискантов и альтов, а иногда встречаются даже теноры и басы;
  • смешанный хор. Он – самый распространённый, в нём звучат как женские, так и мужские голоса. У данных групп наиболее широкий репертуар и многообразное звучание.
Детское хоровое пение
Детский хор мальчиков с дискантами и альтами

Также коллективы можно разделить по жанру хоровой музыки:

  1. Первый тип хора – академический.  Классическая манера исполнения в таком коллективе основана на канонах и традициях академической хоровой культуры. Сюда относится профессиональная музыка, опера и камерный жанр;
  2. Народные коллективы. Отличительные черты в исполнении таких хоров является использование основ и традиций фольклорной культуры, которые касаются народного пения. Натуральный звук голоса – это еще одна характерная черта народного вокала. Для того, чтобы попасть в народный хор, стоит предварительно посетить уроки народного пения.
Народное хоровое пение
Народный хор

Каждый их этих хоров может исполнять музыкальные композиции в сопровождении музыкальных инструментов. Для классических хоров это может быть фортепиано или ансамбль классических инструментов, а в профессиональных коллективах аккомпанементом может выступать оркестр. Для народных хоров характерный аккомпанемент из народных инструментов, таких, как гармонь, гусли, трещотки или ложки. Во время обучения хоровому пению чаще всего в качестве аккомпанемента используется фортепиано.

«Ты слышишь, море!» в исполнении детского хора под фортепиано

Хоры могут исполнять произведения и без музыки или инструментального сопровождения. Но тут важно помнить о хоровом строе. Ведь неопытный хор может нарушить строй песни и «съехать» по тональности вверх или вниз.

«Щедрик» М. Леонтовича в исполнении хора а капелла

Виды хорового пения

Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.

Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.

Обратите внимание! 

В сводном хоре собрано несколько музыкальных коллективов. Но деятельность такого коллектива сложно назвать исполнительским искусством, обладающим высокой подготовкой и профессионализмом. Работа с таким количеством участников требует огромных затрат и такие хоры не существуют на постоянной основе. Чаще сводный хор собирается для исполнения одной или нескольких композиций на массовых мероприятиях.

Разные типы хорового пения по уровню подготовки:

  • Хоры высокого уровня. В нём поют только профессиональные вокалисты с соответствующим образованием и уровнем подготовки;
  • Самодеятельные. Тут участники создают сами собственную группу, исполняющую часто популярные композиции или в узком направлении. Такие коллективы формируют хоровую культуру и позволяют широкому кругу людей развить свои хоровые навыки и проявить себя в вокальном творчестве;
  • Церковные группы. Такой тип коллективов действует на церковных службах, репетиции обычно проходят при церквях или церковных школах;
  • Учебный коллектив. Здесь преподаватели могут набирать и обучать своих учеников хоровому творчеству. Действуют такие хоры при музыкальных школах или бюджетных творческих центрах для детей и молодежи.
Духовное и хоровое пение
Церковный хор

Зарождение и развитие искусства хорового пения

Еще в древние времена человек использовал свой голос в качестве музыкального инструмента. Ведь этот инструмент всегда с собой. В виде песни древний человек мог проявить свои чувства. С развитием цивилизаций развивалось музыкальное творчество и народное пение. Первые упоминание об организованном певческом коллективе появились в Древнем Египте.

У древнего хора уже тогда был дирижер, который руководил исполнителями при помощи мимики и жестов. Участники хора были задействованы в различного вида мероприятиях, чаще религиозного или обрядового характера. Дальнейшее развитие хоровое творчество получило в Древней Греции. Тогда участниками хора могли стать только мужчины. Количество участников достигло 15 человек. Хор был задействован в постановках и пьесах и выступал уже на сцене.

История хорового пения
Хор в Древней Греции

В дальнейшем хоровое искусство было тесно связано с церковной деятельностью. Тогда создавали хоры при церковных школах, участниками хоров становились мальчики в высокими голосами. Эти хоры принимали участие в церковных службах и пели в унисон. В эпоху Возрождения хоровое творчество стало частью светской музыки.

В современной музыке хоровое творчество занимает отдельную нишу. Хоры выступают в больших залах, на мероприятиях разного масштаба, участвуют в конкурсах и фестивалях.

Основные вокальные навыки

Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию,  освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.

Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:

  • цепное дыхание – когда участники коллектива по очереди в разным местах композиций берут дыхание.
  • хоровая attacca – это прием перехода от одной части композиции к другой без перерыва, когда одна вокальная линия не достигает завершающей точки и сразу же начинается новая.
  • хоровые crescendo и diminuendo – постепенное увеличение (а в случае диминуэндо – уменьшение) силы звука. Эти приемы помогают явно очертить кульминацию композиции или выйти в красивое затухания в конце произведения.
  • пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом –эти приемы используются для создания фонового звучания для оттенения партии солиста или в переходных местах композиции.
«Беловежская пуща» Большой Детский Хор — использование приемов пения открытым звуком, хоровые crescendo и diminuendo.

Особенности хорового пения:

  • Звук и его образование. Для разных вокальных направлений характерны разные приемы и принципы звукообразования. В зависимости от музыкального стиля участники хора будут пользоваться разными приемами;
  • Правильное дыхание. Вокальное дыхание –это основа правильного пения. Участники хора также, как и профессиональные сольные вокалисты обязаны овладеть диафрагментальным дыханием и научиться петь на опоре;
  • Верная дикция. Роль артикуляции и дикции в хоре особенно важна. Даже при исполнении в унисон бывает тяжело разобрать слова песни, которые поет хор;
  • Эмоции. Исполнение каждой песни несет информационный и эмоциональный посыл. Важно, используя вокальные приемы донести эмоциональную окраску музыкальной композиции слушателю;
  • Слух. Один из самых важных компонентов, ведь в хоровом пении важно слышать не только себя и аккомпанемент, но и участников всего хора, каждую партию. Именно поэтому занятия в хоре хорошо развивают музыкальный слух;

Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.

Хоровые правила пения

Обратите внимание!

Нельзя петь, сидя в позе «нога на ногу»! В таком положении работа мышц живота затруднена, а это сильно влияет на дыхание.

Вокальные упражнения для пения в хорах

У каждого хормейстера имеются свои методы распевок. И каждый дирижер использует те, которые помогут хору наиболее эффективно и быстро разогреться.

Вот основные виды и направления распеваний в хорах:

  1. Индивидуальное или одноголосное упражнение.  В этой форме певцу предоставляется свобода действий. Такой комплекс обычно используют поющие люди, у которых большой опыт. Они уже знают нужные упражнения для дыхания, певческих гласных и высоких позиций, поэтому репетируют без помощи хормейстера;
  2. Коллективное упражнение. Здесь участвует вся группа певцов. Они выполняют такие задания: распевка мужчин, затем женщин, а потом всех вместе; распевка всех сразу; поют отдельные музыкальные голоса.
Вокально хоровые упражнения

Надеемся, что данная статься поможет вам сделать первый шаг в хоровом пении или повысить уровень своего вокального мастерства. Главное, не забывать регулярно тренироваться — тогда результат будет радовать.

В итоге, цель пения хора – научить всех участников, независимо от возраста, профессионализма и тембра, петь гармонично, ведь певческий коллектив – это единая команда. Актуальность хорового пения не пройдет никогда, ведь оно учит не только петь, но и работать в сообща.