Тирольский йодль — уникальная техника исполнения без слов. Считается высшим пилотажем вокального мастерства, научится которому по силам каждому.
Каждый, кто хоть раз пытался спеть йодль, подражая героям американских вестернов, точно знает, насколько сложно издавать подобные звуки. Зачастую все попытки оканчиваются неудачей, и вокалисты приходят к выводу, что им никогда не добиться успеха, так как они не обладают необходимой анатомией гортани. В действительности строение артикуляционного аппарат и особенности физиологии не играют здесь никакой роли. Научиться йодлю трудно, но возможно. Суть техники заключается в чередовании грудных и фальцетных звуков, что достигается разным способом напряжения гортани. Освоить данную технику можно на уроках народного вокала.
История возникновения стиля
Изначально йодль возник как способ общения альпийских пастухов, так как высокие, прерывистые звуки разносятся на большие расстояния, резонируя с горным эхом. Вместе с тем, у разных народов с древности существовали подобные звукоподражательные техники вокала, начиная с древних персов и славян и заканчивая африканскими племенами. С течением времени появились вариации на тему лесных и горных перекличек и возникло музыкальное направление, именуемое сегодня тирольское пение, классикой которого стали американские кантри-мотивы.
Виды йодля
Принято различать более десяти разных видов техники вокала йодль, однако основными являются альпийские варианты, среди которых тирольский, швейцарский, австрийский и немецкий йодль. Они разнятся лишь размером интервала, мотивом и звукосочетаниями. Принцип формирования и смены звуков идентичен. Основный стиль альпийского йодля именно тирольский, так как классическое исполнение зародилось именно в провинции Тироль, разошедшееся по горным склонам, претерпевая незначительные изменения в каждой местности.
Как петь йодль
Йодль исполняется путем модуляций звука всего на четырех гласных. Так, «А» и «О» воспроизводятся нотами верхнего регистра, то есть фальцетом, а «Е» и «И» — нижнего или грудного. Классическое исполнение получается от быстрого, мелодичного перехода от одних звуков к другим. Причем переход должен быть явно выраженным и резким, в противном случае получится исполнение обычной гаммы.
Как показывает практика удовольствия от камерального исполнения йодля не много, так как здесь важен простор. Идеально, когда отработка техники и обучение вокальному пению в данном направлении происходит на открытом воздухе в месте с хорошим эхом. Кроме того, следует понимать, что занятия являются достаточно шумными и необходимо предпринять меры, чтобы не мешать окружающим и избежать конфликтных ситуаций.
Техника исполнения
Задумываясь, как научиться петь йодль, следует изучить строение органов звукообразования, точно понимать, как формируется голос и его модуляции. Далее надлежит научиться управлять гортанью и органами артикуляции, чувствуя их, и осознанно издавать звуки. И, наконец, завершающим этапом обучения выступает отработка техники в специальных упражнениях. Дабы исключить ошибки и неточности исполнения, а также сократить период обучения йодлю, лучше прибегнуть к помощи опытных педагогов, а не полагаться лишь на свои силы, избрав метод проб и ошибок.
Упражнения
Первая группа упражнений направлена на постановку опоры. Это стандартный набор практик для дыхания, чистоты звука, темпа и ритма. Здесь важно научиться управлять голосом в целом, соотнося длину музыкальной фразы с объемом воздуха. Во вторую очередь необходимо развить движение голосом по нотному стану. Для этого на базовом звуке поется гамма и отслеживается переход с нижнего регистра на верхний.
После того, как этот навык сформирован, следует тренироваться с резким переходом от низкого к фальцетному регистру, по-прежнему пользуясь лишь одним звуком. Этот переход отрабатывается до автоматизма, чтобы звук менялся мгновенно и без напряжения. Это принципиально важный этап, так как йодль исполняется в мажоре и способствует положительным эмоциям. Чрезмерная напряженность и концентрация на результате только испортят дело. Чтобы с самого начала закрепить правильную технику, важно заниматься с репетитором по пению.
Завершающим блоком упражнений будут практики вариаций звуков, когда разные звуки исполняются то грудным, то высоким способом. Здесь же уместно отработать обратный навык перехода с фальцета на низкий регистр. Самое привлекательное в пении йодля то, что не нужно запоминать тексты песен или подстраиваться под некий заранее установленный мотив. Достаточно понять технику и дать волю фантазии, получая настоящее удовольствие от исполнения.