Горловое пение – разновидность расщепления голоса. Голос певца расщепляется на основной звук низкой частоты и обертон, т.е. высокий голос. Оно включает звукоподражание. С помощью голоса исполнитель может передать шум воды, рычание животного, свист птицы и т.д. Техника горлового пения характерна для народов Дальнего востока. Ее использование можно услышать у тибетцев, бурятов и др. Эта техника характерна для народных исполнителей, но нередко ее используют и на эстраде, например, фолк-рок музыканты. Научиться этой технике можно на уроках вокала для взрослых.
Физиология горлового пения
Исполнитель набирает в легкие большое количество воздуха и пропускает его через дыхательное горло и горловинку, получая чистый и ясный звук. Горловик образует свистковый призвук, необходимый для этой техники. Вход в гортань должен быть сужен. Он, как и горловик, участвует в образовании свиста, добавляющегося к основному низкочастотному звуку. Помимо горловика и входа в гортань, исполнитель задействует ротовые полости. Они выступают в роли резонатора. Губы и язык напряжены.
Обратите внимание!
Приступая к исполнению, вокалист расслабляет нижнюю челюсть. Он начинает ровно и глубоко дышать, прислушиваясь к себе и входя таким образом в медитативное состояние. Расслабив мышцы нижней челюсти, певец выдыхает воздух, делая это с шумом – звуком, который необходимо пропеть. Это могут быть гласные и согласные звуки, требующие большего напряжения, или мычание, подразумевающееся как отдых. Исполнитель сам выбирает необходимую для него высоту и громкость звука, ориентируясь на свои ощущения и мастерство.
Упражнения для самостоятельного обучения
Техника горлового пения является одной из самых сложных техник расщепления голоса. Изучать ее лучше сразу с педагогом по вокалу для взрослых, чтобы избежать ошибок и травм. Начать можно с хоомея – базовой разновидности. Человек, решивший освоить горловое пение, начинает обучение с упражнений для голоса, цель которых – разогреть речевой аппарат и подготовить его к исполнению. Одним из лучших упражнений является протяжное пропевание гласных звуков. Певец выбирает любой гласный звук, например, «а», и поет: «ааа». Во время упражнения он концентрируется на голосе и мысленно направляет его в точку, находящуюся на значительном расстоянии.
После этого можно переходить непосредственно к исполнению. Для этого певец расслабляет нижнюю челюсть. Его рот приоткрыт, внимание сосредоточено на корне языка. Он ищет определенный угол, под которым должен быть открыт рот, и для этого поет гласные звуки, как делал это во время упражнения для разогрева речевого аппарата. Когда угол найден, певец чувствует, что его горло не передавлено и звук выходит объемный и не зажатый.
Важно знать!
Педагоги разделяют мужское и женское горловое пение и считают, что мужчины могут использовать эту технику без ограничений, а женщины – только определенные стили (например, хоомей), т.к. из-за вибрации органов речевого аппарата могут возникнуть проблемы с гормональным фоном.
Виды горлового пения
Виды исполнения различаются в зависимости от места их появления и функционирования – Сибирь, Монголия, Канада, Африка. Особенно интересны каргыраа, хоомей, сыгыт, борбаннадыр и эзенгилээр.
- Каргыраа – тувинское горловое пение. В нем присутствует нижняя вибрация голоса. Во время исполнения рот и глотка широко открыты, гортань расслаблена. Певец набирает в легкие большое количество воздуха и выдыхает со звуком. Различают ротовое и носовое исполнение.
- Хоомей – шаманское горловое пение. Используется преимущественно для исполнения песен эзотерического характера – обращений к духам природы и т.д. Горловое пение шаманов включает в себя большое количество подражаний звукам природы и животных. Оно является наиболее простым для изучения, поэтому рекомендуется новичкам и тем, кто учится с нуля.
- Сыгыт – вид исполнения, напоминающий звуки флейты. Исполнитель расщепляет голос на бас и свист, которые дают своеобразный высокий звук, похожий на звучание музыкального инструмента.
- Борбаннадыр напоминает хоомей, но отличается от него прерывистостью. Исполнить издает звук средней тональности, не высокий и не низкий, и прерывается во время исполнения – делает паузы, которые разбавляет мычанием или разговорной речью – рассказом.
- Эзенгилээр также напоминает хоомей, отличие – высокая тональность. Эта разновидность исполнения сочетается с разговорной речью: во время исполнения певец прерывается и начинает рассказывать легенду и т.д., после чего снова начинает петь.
Где возникло и как применяется
Эта техника расщепления голоса возникла на Дальнем востоке и в Сибири. Изначально она представляла собой искусство шаманов и тибетских монахов. Тибетское горловое пение применялось для исполнения буддистских молитв, шаманское – для связи с духами природы. Также оно использовалось различными народами, населяющими дальневосточные и сибирские земли и входило в их культурное наследие. Горловое пение тибетских монахов можно услышать и сейчас, отправившись в буддистский монастырь в Тибете. Особого внимания заслуживают алтайское горловое пение и якутское горловое пение, которые отличаются национальным колоритом. Монгольское горловое пение напоминает бурятское горловое пение, но включает в себя специфические звукоподражания, нацеленные передать природу степей Монголии.
На сегодняшний день эта техника используется не только в национальной традиции, но и в эстрадном вокале. На уроках эстрадного вокала начинающих певец может столкнуться с приемами из горлового пения. Технику можно услышать в композициях фолк-рок коллективов, у отечественной фолк-рок группы Мельница. Также она используется в хип-хопе. Наложенная на бит, она создает интересный и своеобразный эффект, который можно услышать в треках Ethnic Zorigoo. Некоторые исполнители, в том числе Тюргэн Кам, сочетают ее со звуками электрогитары. Это сочетание исполнения, пришедшего из глубины веков, и современной традиции весьма актуально и отсылает к истокам. Интересно, что к такому исполнению обращаются музыканты, имеющие якутские, тувинские и др. корни народов Дальнего востока и Сибири.