Пение на опоре и управление дыханием

В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!

На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре. 

Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору. 

Как научиться петь на опоре

Преимущества пения на опоре

Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ: 

  1. На опоре пение исполнителя более громкое и яркое. Оно характеризуется особой выразительностью.
  2. Ему намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк. 
  3. Вокал получается более мощным, но исполнитель не чувствует напряжения. 
  4. Атака звука станет более активной.
  5. Держать звук становиться легче. При этом у исполнителя не дрожит и не срывается голос, и можно долго и ровно тянуть ноту.
  6. Сводится на нет риск сорвать голосовые связки, потому что напряжение действует не на них, а на диафрагму. Благодаря этому голос остаётся сильным почти всю жизнь.
  7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта, когда увеличивает громкость.
Опора звука при пении

Физиология процесса

Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.

Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается. 

Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.

Опора дыхания при пении

Как почувствовать опору

Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры: 

  1. Стоя, отклонитесь корпусом назад и замрите. В этот момент напрягутся мышцы живота, не позволяющие вам упасть. Они вам и нужны. После того, как вы почувствовали их, распрямитесь, не расслабляя мышц. Они – это опора.
  2. Займите положение лёжа и поместите на живот не очень тяжёлый, но всё же обладающий каким-то весом предмет. Постарайтесь приподнять его с помощью мышц живота, не надувая живот при этом. Важно, поднимать предмет не воздухом. Те мышцы, с помощью которых вам удастся это сделать, и считаются опорой.
  3. Положите на живот предмет вытянутой формы (например, бутылку) одним концом, а другим упритесь в стену. Затем вдохните и начните надавливать мышцами на этот предмет. Те, которые не позволят ему вдавиться в тело, это опора.
  4. Если представить, что вы пытаетесь поднять тяжелые сумки или кресло, у вас начнут работать мышцы, называемые опорой.
  5. Также опора ощущается при кашле.
Как почувствовать опору при пении

ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.

Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет. 

Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.

Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.

Пение на опоре и атака звука для начинающих вокалистов

Упражнения для развития опоры и атака звука

Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка. 

Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений: 

  1. Сделайте вдох, создайте давление в животе, удерживайте его и постепенно выпускайте звук, ослабляя диафрагму. Упражнение выполняется на одном гласном звуке. Во время него необходимо ощутить разницу между пением простым и на опоре. Если вы чувствуете, что звучание голоса становится более устойчивым и сильным, то у вас всё получается правильно. Растяните пение на одном звуке на 10-20 секунд. Можете взять временной промежуток поменьше, главное, чтобы он был длиннее, чем то время, которое вы растягивали звук до этого.
  2. Если звук не становится сильнее или растянуть его надолго не получается, возможно, вы очень быстро выдыхаете воздух или же пока не ощутили опору. Тогда стоит выдыхать больше воздуха, чтобы живот сильно втягивался, затем немного вдыхать, сопротивляясь сжатию пресса. Это научит вас петь при сильном давлении. Когда вы найдете опору, можете вдыхать побольше.
  3. Попробуйте петь стаккато. Для этого нужно выпускать воздух рывками.
  4. Начните декламировать знакомый вам текст, но сконцентрируйтесь не на нём самом, а на ощущении опоры. Читайте его громко, но не кричите. Вам нужно чувствовать повышающееся давление при увеличении громкости. Для этого надо сильнее давить против диафрагмы.
Как петь на опоре

Советы по пению с опорой: 

  • Добиться максимальной мощности вам не удастся ни после первого, ни после второго занятия, даже если вы всё делаете верно. Диафрагму нужно развивать, чтобы она стала сильнее. Если делать упражнения регулярно, то вы вскоре сможете достигнуть максимальной громкости. 
  • При исполнении мест, где нужно выдать максимально громкий звук, постарайтесь не делать сильный выдох. Лучше беззвучно сжать мышцы против диафрагмы очень сильно, а затем исполнить ноту с необходимой громкостью. Потренируйте это место отдельно. 
  • Научитесь петь негромко, даже тихо, но с опорой. Для этого надо создать слабое давление. Звучание при этом будет отличаться от обычного.
Как звучит голос на опоре

Ошибки при задержке дыхания

Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают: 

  1. Они выпускают воздух слишком быстро, из-за этого тянуть звук долго не получается. Тогда нужно выпускать из лёгких почти весь воздух, а вдыхать только небольшое количество. Вследствие того в животе появляется сопротивление, помогающее острее почувствовать опору. 
  2. Исполнители резко расслабляют диафрагму. В таком случае стоит проделать упражнение, описанное в первом пункте. Тогда на диафрагму будет воздействовать напряжение пресса.
  3. Вокалисты делают вздох перед взятием очень высокой ноты и из-за этого не доводят музыкальную фразу до конца. Для исправления этого надо тренировать место отдельно, сжимая мышцы против диафрагмы.
  4. Новички часто передерживают опору, пережимая мышцы. Делать этого не стоит, иначе будет чувствоваться боль при исполнении. Нужно создавать лишь легкое напряжение в диафрагме.
  5.  Дыхание верхней грудной клеткой – тоже одна из распространенных ошибок, совершаемых вокалистами. При пении нужно дышать именно животом. 
  6. После вдоха нужно сделать небольшую паузу и только потом выдохнуть. Это время требуется диафрагме, чтобы «собраться». Поначалу паузы после вдоха могут показаться длинными, потому что новичкам требуется больше времени, чтобы зафиксировать опору звука. Но при выполнении упражнений она уменьшится.
  7. Гипертонус диафрагмы – ещё одна постоянная ошибка новичков. Из-за этого тело находится в напряжении, и мышцы не могут расслабиться. Надо выпускать воздух плавно, но придерживая. Тогда исполнитель находится в тонусе, но не зажимается.