Что такое джазовый вокал? Вокал – это музыкальное искусство пения, иными словами – владение голосом. А в джазовом вокале важны не только особенности голоса – тональность и тембр, но и манера исполнения. Вокалисты джаза – это люди-импровизаторы, которые способны создать в любой момент что-то новое. Благодаря различным приемам и методикам исполнения создается джазовая импровизация.
Каждый исполнитель использует свои способы пения.
Основные особенности и техники
Джазовое исполнение богато приемами и штрихами, поэтому оно интересное и яркое. Иногда для того, чтобы освоить и применять на практике тот или иной прием или технику джазовому вокалисту может понадобиться достаточно много времени. Осваивать вокальные техники лучше под присмотром педагога в школе джазового вокала. Ниже приведены наиболее характерные для джазового исполнения техники:
Шаутинг, или шаут-стиль
Шаутинг — Шаут/ Shout (англ. кричать), то есть «крикливое» пение. Истоки происхождения его от африканского фольклора. В этой технике используются различные приемы интонации – крик, стон, шепот, фальцет. Применяется как в вокальном, так и в инструментальном джазе.
Глиссандо
Глиссандо – (итал. Glissando — скользить) «колористическое» пение, при котором происходит плавный переход нот, скольжение от одного звука к другому.
Дёрти-тоны
Дёрти-тоны – (англ. dirty нечистый) «нечистое» пение. Специфический прием интонации и подачи звука. Отличие его заключается в высокой звуковой неустойчивости, при которой присутствует частая вибрация и предельная напряженность. При сильной динамике окраска звуков нестабильная.
Бендинг
Бендинг – (англ. bend-сгибаться). Исполнение в узком диапазоне – тоне или полутоне, подход от одного звука к другому. Данный джазовый прием применяется не только в вокале, но и в исполнении на музыкальных инструментах. Изучить данный прием можно с учителем игры на гитаре.
Скэт пение
Скэт пение – воспроизведение отдельных звуков и слогов. Есть схожесть или единая музыкальная линия с музыкальным инструментом, другими словами когда голос имитирует музыкальный инструмент.
Особенности джазового вокала заключаются в том, что исполнитель должен донести слушателю открытое и свободное пение максимально естественно.
Также не стоит забывать про основные технические приемы исполнения:
- Связное звучание
- Прикрытое пение
- Округление звука
- Голос ровный на всех участках диапазона
Важно!
Недопустимо носовое и горловое пение.
Современный джазовый вокал включает в себя особую манеру исполнения, джазовые «атаки», фразировки и средства выражения. Что касается тембра, то разделения по характеристикам нет. Он может быть высокий или низкий, мужской или женский. По диапазону также жестких требований не существует. Технические приемы могут применяться по желанию композитора или по усмотрению исполнителя.
История становления направления
Переместимся на улицы Нового Орлеана в начале XX века, где чернокожее население играло совершенно дикую для восприятия белого человека музыку – джаз. Но уже в следующие десятилетия в 1920-х годах эта музыка станет лидирующим жанром популярной музыки.
Конечно джаз – такое явление, о котором можно снимать отдельные сериалы. Без него нельзя рассказывать ни о рок-музыке, ни даже о традиционной поп-музыке. Обучение рок вокалу и джазу на первых порах будет очень схожим. Джаз — это исключительно самобытное явление, которое не вписывалось ни в одни существовавшие до этого шаблоны. Его нельзя было отнести ни к классической музыке, ни к народной, ни к авторской. Хотя все-таки можно сказать, что в основе джаза лежала народная афроамериканская музыка – блюз, которую пели еще рабы на плантациях в XIX веке. С другой стороны, это нельзя было назвать блюзом, потому что в основе джаза лежала импровизация — то, чего вообще никогда не существовало.
Если судить с музыкальной точки зрения, то прообраз джаза все-таки появился где-то на рубеже XIX-XX веков и вышел из классической музыки. Первым чернокожим стилем стал стиль – регтайм, который приобрел массовую популярность в Америке у всех слоев населения в 1900-1910 гг. Джаз унаследовал от этого стиля специфический ломаный ритм и самое главное некую музыкальную свободу. А главным представителем этого жанра всегда считался американец и композитор Скотт Джоплин, который при жизни не получил должного признания, поскольку создаваемая им музыка была в новинку для людей. Для белых людей она была слишком неправильная, а для афроамериканцев она казалась слишком похожей на классическую музыку. Так или иначе, со временем, под Джоплина танцевали везде где только можно. Именно афроамериканцы сделали вклад в формирование общемировой джазовой музыки.
Само собой мелодии регтайма не могли оставаться под аккомпанементом одного только фортепиано. Они быстро начинали обрастать интересными аранжировками полноценных оркестров. И вот когда чернокожие музыканты добавили в него блюз, тогда и появился джаз на стыке классической и народной музыки.
Некоторые утверждают, что джаз в России – не заимствованная у американцев музыка. Попал в Россию джаз в 1922 году. Его день рождения в России отмечают 1 октября. Известный музыкальный деятель Валентин Парнах услышал джаз в Париже и решил, что на российской почве он будет прекрасно произрастать. Вернувшись в Россию, он стал создателем первого эксцентрического оркестра.
Первый, кто стал записывать джаз в 1927 году – это оркестр знаменитого композитора и музыканта Александра Цфасмана.
В 1929 году Утесов презентовал в Питере свой Теа-джаз.
Джазовая музыка в России имела свою национальную основу – песенную.
Время джаза в советское время было коротко. В 20-е годы власти, активно взялись за искусство и добрались до джаза, перекрыв ему кислород, как капиталистическому стилю музыки.
В великолепную эпоху 60-х годов после фестивалей молодежи начали проходить московские джазовые фестивали.
Что касается последних лет, то судьба джаза в России складывается успешно. Выросло потрясающее поколение молодых и талантливых музыкантов, которые получили образование и в России и в ведущих мировых ВУЗах. Самое главное — наш джаз интегрировался в мировое джазовое сообщество.
Известные исполнители
Фрэнк Синатра (1915-1998)
Прозвище «голос» ему дали еще в молодости. Голос его насыщенный и мягкий, словно бархат. Знаменитая песня New York до сих пор является гимном жителей города Нью Йорка. А также является классическим примером эстрадного исполнения и свинга. Свой талант проявил в актерском мастерстве, в съемках кино, в написании музыки и участии в телепередачах.
Луи Амстронг (1901-1971)
Имя этого музыканта считается первым в джазе. Несмотря на то, что Луи Армстронг был трубачом, его голос покорил слушателей всего мира. С детства Луи пел в хоре и обладал отличным слухом, а нотной грамоты не знал.
Его хиты песни – Hello, Dolly! и What a Wonderful Word.
В современном вокальном образовании необходимо регулярное прослушивание лучших исполнителей джазового вокала.
Джазовый вокал – это система, которая требует сочетания штрихов, ритмики и импровизации. Сложность джазового вокала заключается в частой смене звукообразования. Для того, чтобы освоить джазовый вокал, в первую очередь необходимо научиться петь профессионально, а затем уже освоить приемы и техники джазового исполнения.
Важно!
Не нужно торопиться освоить все техники и сразу, лучше начинать с базовых элементов – с постановки дыхания и артикуляции, пользоваться резонаторами, расширять диапазон, отрабатывать различные джазовые приемы в вокале.
Особое индивидуальное звучание при пении возможно только при использовании техник и импровизационных элементов джазового исполнения.