История развития, стили и обучения академическому вокалу

Академический вокал начал развиваться на основе народного и фольклорного, постепенно приобретая новые правила и ограничения, за которые выходить профессиональным певцам запрещено. Такие рамки основаны на понятии красоты и известны сейчас как классический.

Академическое пение

 Отличительные признаки академического вокала

  • Не предусматривает использование микрофона и другой аппаратуры. Вокалист с помощью своего голоса может озвучивать зал на фоне игры оркестра.
  • Такие исполнители могут воспроизводить как самые тонкие штрихи, так и экспрессивный настрой песни.
  • Профессиональные академические вокалисты владеют своим голосом в широком диапазоне, исполняя сложные техники. При этом, наличие силы, хрипов и других дефектов в этом стиле пения недопустимо.
  • Главное отличие от эстрадного – строгая классическая позиция.
Сольное академическое пение

История развития и видные деятели

Вокальное искусство начало развиваться в XVII веке, когда оперное пение было популярно по всей Европе. Родиной академического исполнительства считается Италия. В то время было создано множество трактатов про академическое пение. Несмотря на то, что вокальные техники развивались, основные принципы пения были заложены в эпоху Просвещения и дошли до наших дней неизменными. Сейчас такое исполнение также называют классическим. 

Самый известный певец такого жанра в истории – Андреа Бочелли. В 1990-ых он прошел прослушивание у рок-певца Дзуккеро и спустя два года молодой тенор дал концерты во многих городах Европы. Сейчас он продолжает выпускать концертные альбомы, поет в опере и гастролирует по всему миру. 

Когда были заложены традиции академического вокала
Андреа Бочелли

Яркой представительницей женского академического вокала является Монсеррат Кабалье. Испанская оперная певица, которая в совершенстве владеет техникой бельканто.

Женский академический вокал
Монсеррат Кабалье

Направления академического вокала

Обратите внимание, что профессиональное академическое пение – это не только опера, но еще и бельканто, камерное и литургическое исполнение. Рассмотрим более подробно виды классического вокала:

  • В оперном пении исполнителям необходимо выражать эмоции и не быть перекрытым игрой оркестра. В связи с этим голос должен иметь широкий диапазон и мощное звучание.
  • Литургия – это богослужение. Чаще всего она исполняется без инструментальной музыки а капелла, так как голоса певцов напоминают их звучание. Чаще такое исполнительство основано на хоровом пении с солирующим вокалистом.
  • Правила профессионального исполнения литургии стали основоположными в исполнении бельканто. Для него свойственно плавные переходы, непринужденное и спокойное исполнение.
  • С помощью камерного пения исполняются романсы и арии. Такой вокал рассчитан на небольшие помещения, поэтому тут немного другие требования к голосу: исполнять композиции нужно с меньшим напором, чем при оперном вокале. 
Пример исполнения бельканто

Обучение академическому вокалу

Для новичков иногда сложно начать обучение самостоятельно. Поэтому, обратите внимания на следующие советы: 

  • Найдите преподавателя. Чтобы у вас появилась академическая манера пения, необходимо найти такого педагога, который сможет помочь вам в этом, давая специальные упражнения. Основным навыком, которыми нужно научиться обладать – разработка зева и высокое позиционирование языка.
  • Уделяйте время практике. Академическое хоровое и сольное пение требует довольно долгого времени чтобы добиться результата. Тренируйтесь как можно чаще, пока не почувствуете себя свободно в исполнении специальных приемов и не достигните достаточного широкого диапазона голоса. 
Виды вокальной техники в академическом вокале - обучение

Важно!

Для начала рекомендуем заниматься от 15 минут в день, постепенно увеличивая время репетиции. Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу, дайте себе время. Ведь отдых так же важен, как и тренировки.

  • Развивайте слабые стороны. Перенапряжение голосовых связок и неправильное дыхание являются наибольшими проблемами для певцов. Хороший педагог сможет помочь вам справится с этой проблемой. Технике вокального дыхания и контроля напряжения голосовых связок можно научиться, если вы сосредоточитесь на дыхании и его постановке.

Упражнения и распевки

Распевку у вокалиста можно сравнить со спортивной разминкой. Важно помнить, что тут тоже необходимо разогреть мышцы для дальнейшей их нагрузки и предупреждения травм. Следующие упражнения предназначены для развития хорошей дикции. После постановки дыхания, отработки дикции и артикуляции и классической позиции можно приступить к развитию технических навыков: скачки, отрывистое голосоведение.

Наиболее эффективное упражнение для распевки – мычание. Для начала нужно выбрать удобную позу, обычно это позиция стоя: спина ровная, голова приподнята вверх. Затем необходимо выровнять дыхание и быть расслабленным, и только потом протянуть звук «м-м-м» обычным голосом, в комфортном диапазоне и без усилия. Начните с небольшого временного промежутка и постепенно его увеличивая, это поможет научиться контролировать дыхание и поток воздуха. Это одно из самых эффективных упражнений, которое помогает научиться расслаблять голосовые связки и управлять потоком воздуха. 

Аккомпанемент для распевки

Музыкальный слух

Сомнения в собственных силах были у каждого. Некоторые забрасывают академический вокал занятия только из-за мнения окружающих. Однако пение мимо нот не означает, что вы не можете исполнять любимые песни. Если вам слышно, как фальшивите во время исполнения, то можете обрадоваться – это и есть главный признак наличия музыкального слуха. Методика работы над музыкальном слуха достаточно проста. Развивать музыкальный слух можно, слушая классические музыкальные произведения, занимаясь сольфеджио и играя на фортепиано. Главное — делать это регулярно и уже через короткий промежуток времени вы поймете, что можете узнать каждую ноту на слух.

Академический вокал какие стили можно петь

Советы и предупреждения

Может показаться, что занятие вокалом — это что-то легкое и развлекательное. Но доводя свои вокальные умения до совершенства, начинающие исполнители могут столкнуться со сложностями и ошибками. Чтобы их избежать, можно обратиться в школу современного вокала и пройти обучение быстро и увлекательно. Если же вы решили заниматься самостоятельно, то приведем несколько советов, которые помогут избежать распространенных проблем и сделать занятия академическим вокалом результативными и приятными.

  • Пейте много воды. Необходимо пить именно воду, негазированную, а не всеми любимые чай/кофе/соки. После занятий певец может почувствовать першение в связках. Как правило, при долгих концертах, исполнителю дают время на отдых, и он не разговаривает ни с кем, тем самым дает восстановиться связкам. Вода в этом случае смягчает связки и ускоряет восстановительные процессы.
  • Полезная еда и хороший сон. Голос человека – полноценный акустический прибор. Как и любое приспособление, оно требует ухода. Поэтому вокалисту необходимо быть в форме не только психически, но и физически. Занятия пением забирают много сил и энергии, и чтобы их восстановить необходимо правильно питаться и спать не менее 8 часов в сутки. 
Академическое пение

Научитесь дышать. Для правильной постановки голоса необходимо контролировать свое дыхание. Важно научиться дышать, использую брюшные мышцы и диафрагму, петь на опоре, не создавая перенапряжения в голосовых связок. Так вокалист сможет избежать травм, а голос будет сильным, ярким и здоровым.