Правильно проводим распевку перед пением

Распевка для вокалистов — обязательный этап при подготовке к уроку вокала или выступлению. Как спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму во время соревнования, так и вокалист без распевки подвергается риску повредить голосовые связки при исполнении сложных фрагментов музыкального произведения. Такая неосмотрительность может привести к полной потере голоса. Но и сами вокальные распевки нужно выполнять правильно и аккуратно, не стоит переусердствовать, иначе голос может устать, тогда сил на успешное исполнение не останется, да и голосовые связки можно повредить.

Важно!

Подбирать распевки нужно учитывая специфику тембра, особенности вокалиста, исполнительского направления, а также задач, на решение которых направлены упражнения. Так распевки для взрослых мужчин или женщин будут полностью отличаться от детский. А распевки для баритонов будут будут проходить совершенно в другой тональности, нежели у сопрано.

Зачем нужна распевка для голоса?

Распевка нужна не только для того, чтобы подготовить голос для исполнения сложного музыкального произведения. Распевки являются зарядкой для голоса, помогают отрабатывать новые техники и сложные приемы. На начальных этапах вокалист учится на распевках правильно дышать, так как это основная составляющая исполнения. Без правильного дыхания никакие голосовые данные не помогут. 

Распевки положительно сказываются на технике вокалиста, с каждым разом голос будет становиться всё более податливым, вокалист учится брать полный контроль над своим голосом. После распевки исполнять сложные элементы произведений, а также брать высокие и низкие ноты становится проще.

Составляющие распевки

  • Дыхательная гимнастика. Первое, чему учится вокалист — правильно дышать. Это нужно делать не грудью, а диафрагмой. Знаменитые исполнители нередко нарушают это правило, чем усложняют себе задачу. В качестве дыхательной гимнастики можно провести комплекс упражнений йоги, чтобы избавиться от зажимов в теле, которые возникают после длительных напряжений, поднятия тяжестей, а также длительное пребывание в одном положении.
Дыхательные упражнения для разогрева

На заметку: не нужно ограничивать себя временными рамками во время дыхательной гимнастики. Нужно потратить на неё столько времени, сколько необходимо для полного расслабления, чтобы голосовые связки могли работать на полную мощь.

  • Шумовые упражнения. Это ещё один вид упражнений на дыхание. Для выполнения необходимо взять один из гласных, набрать полные легкие воздуха и протянуть гласный звук так долго, как это возможно. Этому упражнению нужно уделить как минимум 5 минут, а после приступать к следующему этапу.
Распевки для вокалистов гласными звуками
  • Голосовые упражнения. Это самая сложная и самая важная часть распевки. Здесь уже необходимо выполнять упражнения для разогрева на гласные буквы или вокализы. Но начать нужно с букв. Их можно тянуть, исполнять всё выше или ниже, отрабатывать стаккато, а также многое другое. Вокализы уже для исполнителей с опытом. Голосовые упражнения сложно выполнять без знания нот, поэтому для начала стоит изучить нотную грамоту, чтобы понимать о чём идёт речь.

Основные правила и нюансы для начинающих вокалистов

Распевки тоже нужно проводить правильно, иначе можно повредить голосовые связки и так и не приступить к исполнению произведению или уроку по вокалу, поэтому важно запомнить несколько простых правил:

  1. Для начала стоит распеться в комфортной тональности, чтобы разогреть связки. Только после этого можно приступать к пению на высоких нотах без риска надорвать связки.
  2. Распеваются обычно по хроматической гамме только в примарной зоне, то есть комфортной для исполнителя тональности, не задевая высоких и низких нот, который исполнитель не может вытянуть. После стоит пробовать брать по одной ноте сверху и снизу, чтобы натренироваться к резкой смене мелодии и уметь сразу попадать в ноты даже при резком перепаде.
  3. Разминка полностью зависит от умений и опыта исполнителя, но важно начинать распевку для разогрева голоса с одной ноты, постепенно переходя на терцию, потом квинту. Заканчивается разминка на диапазоне в октаву или даже больше. Начинающий вокалист не сможет справиться с упражнениями с диапазоном в октаву, поэтому стоит остановиться на квинте.
  4. Набор упражнений и их длительность определяется только за счёт опыта вокалиста. Начинающим исполнителям придётся тратить на разминку и оттачивание голосовых техник большую часть урока вокала для начинающих. Опытные вокалисты могут обойтись исполнением нескольких вокализов.

Главное — даже опытным исполнителям нельзя пренебрегать музыкальными распевками, так как никто не защищен от травм голосовых связок.

  1. Если при распевке появляется чувство, что голос звучит как-то иначе, чем обычно, то стоит провести разминку в щадящем режиме и отказаться от сложных и серьезных упражнений. Если голос не приходит в норму и это никак не связано с простудами, то стоит обратиться к специалисту, так как связки могут быть повреждены. Врач назначит выполнение определенных упражнений, но от вокала на некоторое время придется отказаться.
  2. Не стоит щадить себя во время распевки и петь тихо. Разминаться нужно в полный голос, но избегать при этом перехода на крик или форсирования, так как использовать такие приемы при выступлении нельзя. Также не стоит слишком сильно атаковать звук, так как можно сорваться. Если нет возможности распеваться в полный голос, то можно попробовать делать это с закрытым ртом. 

Упражнения для распевки

Во время распевки можно сделать массу упражнений, всё зависит от желания и возможностей вокалиста. Начинающим исполнителям можно выполнить следующие виды распевок.

Пение с закрытым ртом

Преподаватели вокала советуют начинать разминку с пения с закрытым ртом. Зубы должны быть разжаты, а звуковые вибрации направлены на губы. Звук нужно повышать на полтона с каждым извлечением.

Распевка перед пением с закрытым ртом

«Ми, мэ, ма, мо, му»

После упражнений для разогрева с закрытым ртом можно плавно перейти на извлечение звуков «ми, мэ, ма, мо, му». Следует начать с самых низких нот и дойти до собственного предела, после возвратившись к исходной точке.

Распевка для вокала упражнения

Извлечение звука губами

Данное упражнение для распевки голоса помогает правильно направлять звук и тренировать дыхание. Выполнение напоминает имитацию звуков автомобиля ребёнком. Губы нужно расслабить, а рот закрыть, чтобы пропускать звук через губы.

Глиссандо

Это упражнение называют также скольжением. При этом исполняются не отдельные звуки, один звук плавно переходит в другой. Нужно дойти до максимально возможной ноты, чтобы потом вернуться обратно.

Распевки для начинающих вокалистов - глиссандо

Распевка в нос

Данное упражнение лучше начать с нот второй октавы, с ми или ре. Каждый следующий звук должен быть ниже предыдущего. Особенность в том, что звук нужно выводить не через рот, а через нос.

Распевка для вокала упражнения для начинающих - в нос

Вьени

В итальянском языке есть слово «вьени», которое нужно произносить с разными гласными посередине, то есть «вьени, вьини, вьяни». Упражнение для разогрева голоса рассчитано на развитие артикуляции. Каждый звук ниже предыдущего. Звук должен распространяться в вертикальной плоскости.

Стаккато 

Здесь совершенно неважно, на каком звуке воспроизводится упражнение, главное — звуки должны быть отрывистыми. Можно использовать слог «ля», упражнение выполняется на понижении звуков. Нужно следить за отрывистостью.

Вокальные распевки - стаккато

Диапазон

Для начала стоит брать звуки в диапазоне терции, резко переключаясь с одного на другой. После диапазон нужно постепенно увеличивать. Через несколько занятий нужно добраться до октавы, чтобы смело выполнять перепады звуков без «въезжания».

«Бри-брэ-бра-бро-бру»

Это упражнение выполняется на одной ноте. Чем быстрее получается разборчиво произнести все звуки, тем лучше. Желательно выполнять его на удобной ноте, так как здесь прорабатывается не диапазон, а дикция.

Упражнения для распевки голоса

Скороговорки

Это уже не совсем распевка, но проговорить скороговорки очень важно, так как это хорошо развивает дикцию и артикуляцию, которые очень важны в пении и обязательно изучаются на курсе вокала.

Упражнения для распевки - скороговорки

Завершающий совет

Важно приложить усилия на распевке, но не выкладываться на полную и приберечь силы для предстоящего выступления или урока. Если переусердствовать, то можно лишиться сил, необходимых для пения.